На главную


НЕИСПРАВНОСТИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

Поломки коробки передач неустранимы без ее разборки. У отечественных мотоциклов производства после 1945 г. коробка передач, двигатель, сцепление, а у отдельных типов и генератор или магдино объединены в один агрегат. Чтобы вскрыть коробку, требуется проделать большую работу. У мотоциклов с двухтактными двигателями полностью (мотоциклы М1А, К-125, К1Б) или в значительной мере (мотоциклы ИЖ-350, ИЖ-49) разбирают двигатель, сцепление, генератор или магдино. У мотоциклов с четырехтактным двигателем (мотоциклы М-72, БМВ-Р-35 и другие мотоциклы подобного устройства) приходится вынимать двигатель из рамы или снимать картер задней передачи и разбирать подвеску заднего колеса (у мотоцикла М-72).
Коробку передач следует разбирать только в том случае, когда это действительно необходимо. Ниже рассмотрены основные виды нарушения правильной работы коробки передач.

СТУК ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ

Включение шестерен в коробке осуществляют с помощью кулачковых или шлицевых муфт. Включение происходит тогда, когда кулачки на торце муфты войдут в соответствующие отверстия на торце шестерни или когда шлицевое отверстие муфты установится на шлицевом участке вала. По условиям работы мотоцикла включение муфт и шестерен происходит во время их вращения. Одна из сцепляемых деталей соединена через механизм сцепления с двигателем, а вторая с помощью цепного или карданного привода — с задним колесом. Чтобы сближаемые муфта и шестерня могли сцепиться без стука и скрежета (при соединении двигателя с задним колесом), необходимо сравнять числа оборотов обеих деталей и одну из них освободить от нагрузки.
Число оборотов уравнивают с помощью увеличения или уменьшения открытия дросселя. Для разгрузки одной из сцепляемых деталей выключают сцепление. Неполная разгрузка включаемых деталей наблюдается при неполном выключении дисков, когда масло в коробке густеет при низкой температуре и в случае применения слишком густого масла.
У мотоциклов с ручным и ножным переключением передач (например, у мотоциклов М-72, ИЖ-350, ИЖ-49, АВО-425) передачи иногда не включаются вследствие повреждения и неправильной регулировки механизма ножного переключения, поэтому при определении неисправности коробки передач пользуются ручным рычагом.
Из сказанного выше очевидно, что стук при включении передачи в большинстве случаев является следствием не повреждения коробки, а неполного выключения сцепления и разной скорости вращения, входящих в зацепление деталей. Во время выполнения отдельных операций по управлению мотоциклом наблюдаются следующие явления.
Перед троганием с места для включения первой передачи, как известно, закрывают дроссель и выключают сцепление. Когда двигатель не отрегулирован для работы с малым числом оборотов коленчатого вала на холостом ходу и сцепление выключается не полностью, муфта первой передачи трещит и не включается. Если отрегулировать малое число оборотов коленчатого вала и работу сцепления, включение передачи произойдет без затруднений и бесшумно.
Переход с первой передачи на вторую и т. д. затруднителен и происходит со стуком, несмотря на полное выключение сцепления, когда числа оборотов соответствующих деталей в коробке неравны. Переключение передач произойдет без стука и треска, если после выключения сцепления закрыть дроссель и между выключением передачи и включением последующей передачи сделать небольшую паузу. Пауза должна быть тем продолжительнее, чем больше число оборотов коленчатого вала двигателя к моменту перемены передачи.
Для бесшумного перехода с высшей передачи на низшую, т. е. с четвертой на третью и т. д., следует выжать рычаг сцепления, прикрыть дроссель, выключить передачу, затем после короткой паузы вновь приоткрыть дроссель, слегка отпуская рычаг сцепления, чтобы несколько увеличить число оборотов коленчатого вала двигателя и соответствующих деталей в коробке передач перед включением низшей передачи.
Если перечисленные правила бесшумной перемены передач не соблюдаются и переключение передач происходит со стуком и скрежетом муфт в коробке, то края кулачков, отверстий и шлицевых соединений быстро и сильно изнашиваются, а это приводит к повреждению коробки передач.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ

Высота кулачков и длина участков шлицев, участвующих в зацеплении муфт коробки передач, не превышает 3 — 5 мм. Края кулачков, отверстий для них и шлицев несколько округлены (фиг. 55) для предупреждения скалывания металла от ударов при включении.

Чтобы муфта не выходила из зацепления, вилка переключающего механизма должна вводить кулачки в отверстие для них или шлицевые отверстия муфт на соответствующий участок вала на полную глубину. Муфты включения, валы и шестерни коробки передач не должны произвольно перемещаться в осевом направлении, а округленность краев кулачков, отверстий и шлицев не должна быть значительно увеличена от износа. Неполная глубина зацепления муфт, произвольное осевое перемещение муфт, шестерен и валов — следствие неправильной сборки, но чаще эти недостатки проявляются при естественном износе деталей в результате длительной эксплуатации мотоцикла. Кулачки и шлицы с сильно закругленными краями действуют под нагрузкой как клинья и с большой силой отталкивают одну от другой сцепленные детали — муфту и шестерню. Сила, действующая вдоль оси вала, особенно при резком открытии дросселя, настолько велика, что передача произвольно выключается, несмотря на применение очень тугого фиксатора.
Произвольное выключение передачи вследствие недостаточной упругости пружины фиксатора возможно, но в правильно собранных и неизношенных коробках передач наблюдается весьма редко. Однако работа фиксатора при осмотре механизма коробки передач должна быть учтена.
При первых случаях произвольного выключения передач, коробку вскрывают и ремонтируют, не ожидая, когда вследствие повторяющихся произвольных расцеплений кулачки и отверстия или шлицы окончательно выйдут из строя.

ПЕРЕДАЧА НЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ

Если передачу нельзя выключить с помощью педали и ручного рычага, но валы коробки нормально прокручиваются и передают усилия от двигателя к заднему колесу, то вероятнее всего, что поврежден механизм переключения.
Осмотр и проверка механизма переключения без разборки коробки передач возможны только у мотоциклов М-72, БМВ-Р-35, АВО-425 и других мотоциклов подобного же устройства. При проверке механизма переключения мотоциклов М-72 и АВО-425 вскрывают картер коробки, для чего достаточно снять расположенную с правой стороны крышку люка с ручным рычагом переключения передач. К валу ручного рычага с внутренней стороны крышки приварена пластина с фигурными пазами. Эти пазы управляют муфтами включения передач. Затем проверяют целость сварки вала с пластиной и последовательно весь механизм переключения. У мотоцикла БМВ-Р-35 для этого снимают верхнюю крышку коробки вместе с рычагом перемены передач. Весь механизм переключения можно легко снять и вся внутренность коробки становится доступной для детальной проверки.
Для осмотра механизма переключения мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 и К1Б при исправном состоянии наружных рычагов и педалей требуется разобрать коробку передач.
Когда шестерни в коробке передач при включенной второй или высшей передаче не расцепляются, возможность довести мотоцикл до места его постоянной стоянки не исключена. Удобнее и безопаснее для сохранности двигателя вести мотоцикл на третьей передаче. Возможность выбора передачи сохраняется у мотоциклов М-72, АВО-425 и БМВ-Р-35. Указанным выше путем вскрывают коробку, включают и выключают требуемые передачи с помощью отвертки или другого удобного рычага. Двигатель пускают «с хода», для чего вручную проводят мотоцикл несколько метров. Если не удается выключить высшую передачу, при трогании с места мотоцикл нужно подталкивать.

ЗАКЛИНИВАНИЕ МЕХАНИЗМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

При заклинивании внутреннего механизма коробки передач заднее колесо и пусковая педаль перестают прокручиваться. Заклинивание может произойти: от осевых перемещений валов и поломки вилок, приводящих к одновременному включению двух передач; при заедании скользящих подшипников (обычно от недостатка смазки); от поломки зубьев шестерен.
Последствия такие же, как при заклинивании механизмов коробки, могут произойти от ряда других причин, которые следует учесть прежде, чем разбирать коробку передач. К числу их относятся: обрыв цепи передачи от двигателя к коробке передач (у мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350 и ИЖ-49) и произвольное отвертывание болтов, стягивающих муфту сцепления, при котором они упираются в стенки картера коробки передач (у мотоциклов М-72, БМВ-Р-35).
Заклинивающаяся коробка в некоторых случаях опять начинает действовать после повторных нажимов на пусковую педаль и попыток прокручивания заднего колеса вперед и назад. Несмотря на это, коробка подлежит разборке для устранения причины заклинивания. Дальнейшая эксплуатация мотоцикла с невыясненной причиной заклинивания недопустима. Неизбежные в этом случае повторные заклинивания при движении мотоцикла повлекут за собой очень серьезные повреждения механизма коробки, вплоть до поломки ее картера.
До разборки коробки мотоциклов М-72, АВО-425 и БМВ-Р-35 через люк проверяют состояние механизма переключения.
При заклинивании коробки передач в пути приходится заботиться в первую очередь о том, чтобы довести мотоцикл до места постоянной стоянки, где он может быть отремонтирован. Мотоцикл с цепной передачей можно довести на буксире со снятой у него задней цепью. У мотоцикла с карданной передачей необходимо в этом случае отсоединить карданный вал. У мотоцикла БМВ-Р-35 это сделать очень трудно, а у мотоцикла М-72 — невозможно без снятия карданного вала. Поэтому усилия водителя должны быть направлены не на снятие карданного вала, а на устранение заклинивания механизма коробки хотя бы в такой степени, чтобы получить возможность следовать на буксире. В коробке, действуя отверткой через люк, расцепляют передачу и устанавливают ручной рычаг в нейтральное положение. Повторные нажимы пусковой педали и попытки прокручивания заднего колеса также помогают при этой операции.

РЕГУЛИРОВКА МЕХАНИЗМА НОЖНОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

На крышке механизма ножного переключения мотоцикла М-72 (фиг. 56) имеется сверху и снизу по регулировочному винту с контргайками. С их помощью можно согласовать движение педали с перемещением секторной пластины, управляющей переключением передач.

При согласованной работе каждое перемещение педали из нейтрального положения вверх или вниз до упора вызывает поворот сектора относительно шарика фиксатора от лунки до лунки, вследствие чего меняется одна ступень передачи. Если при переключении педалью передачи не включаются или не выключаются или произвольно расцепляются, то с помощью регулировочных винтов Можно устранить эти неисправности лишь в том случае, когда работа коробки и перемена передач ручным рычагом, непосредственно связанным с секторной пластинкой, происходят совершенно нормально Бесполезно регулировать винты ножного переключения у коробки, в которой нечетко переключаются передачи при управлении ручным рычагом.
При регулировке согласованности работы педали и ручного рычага (фиг. 57) различают четыре положения.

1. Переключение с высшей передачи на низшую. При полном опускании педали вниз секторная пластина повертывается недостаточно и фиксирующая лунка на ее дуге не доходит до шарика фиксатора. Это обнаруживается при придерживании ручного рычага рукой, по отсутствию щелчка в механизме. Ручной рычаг при этом легко перемещается до совпадения шарика фиксатора с лункой включаемой передачи.
В этом случае нужно вывернуть верхний регулировочный винт настолько, чтобы от увеличения хода педали лунка включаемой передачи на секторе переключения без помощи ручного рычага доходила бы до шарика фиксатора.
2. Сектор повертывается излишне и фиксаторная лунка на нем проходит шарик фиксатора. В этом случае завертывают верхний винт настолько, чтобы ход педали уменьшился и фиксаторная лунка установилась на шарике фиксатора.
3. Переключение с низшей передачи на высшую. При подъеме педали вверх до упора сектор перемены передач повертывается недостаточно и фиксирующая лунка на его дуге не доходит до шарика фиксатора. В этом случае нижний регулировочный винт вывертывают настолько, чтобы фиксирующая лунка установилась на шарике фиксатора.
4. Сектор повертывается излишне и фиксаторная лунка проходит шарик фиксатора. В этом случае нижний винт завертывают настолько, чтобы фиксирующая лунка сектора установилась на шарике фиксатора.
Практически регулировку механизма ножного переключения передач удобнее начинать с включения первой передачи и затем четвертой передачи, так как промежуточные передачи в этом случае устанавливаются автоматически.
Первая передача включается при перемещении педали вниз, поэтому прежде, чем регулировать винты, удостоверяются, не упирается ли она в выпускную трубу. При перемещении педали до отказа вниз ручной рычаг должен переместиться в положение первой передачи (произойдет щелчок). Если рычаг не дошел до положения фиксирующего щелчка, вывертывают верхний регулировочный винт. Перемещение педали вверх при установленной ручным рычагом третьей передаче должно поставить ручной рычаг в положение четвертой передачи. Если рычаг до этого положения не дошел, то вывертывают нижний регулировочный винт.
Если при переключении педалью сектор не перемещается или перемещается, но промежуточные передачи не включаются, это означает, что поврежден механизм ножного переключения (обычно от износа собачек, их осей и зубьев храповиков). Для осмотра механизма ножного переключения снимают его крышку, расположенную с левой стороны коробки передач.
В механизмах ножного переключения передач мотоциклов М1А, К-125, ИЖ-350, ИЖ-49 возможность регулировки не предусмотрена, и регулировочные приспособления отсутствуют.


предыдущая страница оглавление следующая страница